Previous Entry Share Next Entry
Сказочный град в Болдино
deni_spiri


В лесистой местности вблизи старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, расположен древний Болдинский монастырь. Встречена обитель была совершенно случайно: возвращаясь из усадьбы Алексино, решили сократить путь, поехав от Дорогобужа на Вязьму "короткой дорогой". Вообще я не любитель действующих монастырей, да и фотал там исподтишка, (на входе огромный стенд возвещает о категорическом запрете на фото-видео съёмку), но в итоге фоточки оказались весьма приятными, что и сподвигло меня на этот пост.




В окрестности Дорогобужа в 1528 г. прибыл инок Горицкого монастыря города Переславля-Залесского Герасим. Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоёванных Москвой у Великого княжества Литовского и Русского. По началу подвижник два года жил возле «многошественой стези» (Смоленская дорога) в «хижнице малой», питаясь от подаяний путников. Но в 1530 г., Герасим переселился на поляну над рекой Болдинкой, где поставил крест и келью. Житие сообщает о конфликте Герасима с местными жителями (те однажды, «вземше оружие», его избили) и с дорогобужским наместником из-за участка земли, на котором поселился отшельник. Когда собралась братия, Герасим построил часовню, несколько шалашей и вскоре отправился в Москву, где получил благословение на создание новой обители и на пожалованные Великим князем Василием III средства был построен первый деревянный храм во имя Св.Троицы.


Во владения монастыря сразу отошли пашенные угодья вместе с крестьянами, скот и рыбные ловли. В 1540 г. построен новый более просторный деревянный храм, возле которого в 1554 г. и был захоронен преп.Герасим. Интересно, что женщины в то время допускались на богослужение лишь три раза в году. Во 2-й половине XVI века в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания. По мнению выдающегося реставратора П.Д. Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий «государев мастер» Фёдор Конь.




Болдинский монастырь считался богатейшим и влиятельнейшим на Смоленской земле. Богатство его росло за счёт пожалования земель, вкладов землевладельцев и состоятельных людей. В числе вкладчиков были: цари Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Пётр I, бояре Звенигородские, Плещеевы, Салтыковы, Засецкие и многие другие. В период своего расцвета, в XVI-XVII вв., монастырь владел около 150-тью сёлами и деревнями в различных уездах; имел подворья в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске и Москве; ему принадлежали мельницы, охотничьи и бортные угодья, скотные дворы, рыбные ловли; были книгописная и иконописная мастерские.




Большой удар обители был нанесён Смутой начала XVII века и польско-шведской интервенцией. В 1617 - 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Польского королевства. Во время Смуты монахи покинули обитель, а около 1621 г. сам монастырь и его земли были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму (католическое учебное заведение). Лишь в 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нём уже не велись. В 1764 г. в результате секуляризации монастырь потерял свои земли. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью князь А.Н. Долгоруков.


В 1812 г. монастырь оккупировали и разграбили французские войска, в соборе устроили конюшню, в кельях - тюрьму. Новый расцвет монастыря пришёлся на 1870–80 гг.: были отремонтированы почти все здания и храмы, построены новые Святые ворота, деревянные кельи, гостиница, настоятельский дом, высажен сад. К концу XIX в. монастырь уже 3-го класса, существовал за счёт казны и доходов от земельных угодий, мельницы и двух озёр, сдававшихся в аренду.


По сообщению, сделанному в 1912 г. архитектором-реставратором П.Д. Барановским в Московском Археологическом обществе, комплекс Болдинского монастыря оставался практически единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без существенных изменений с конца XVI в. В 1919–1927 гг. в  монастыре под его руководством были проведены обмеры монастырских зданий и уникальные реставрационные работы.




В 1920 г. монастырь был закрыт, Троицкий собор обращён в приходской. В 1923 г. на территории организован историко-художественный музей. Помимо музея в зданиях монастыря располагались учреждения союза колхозов, милиция, детский сад. По сообщению губернской комиссии в 1924 г.: «монастыря как такового не существует, проживающие в нём 13 монахов обслуживают нужды общины верующих района Болдино на добровольных началах». Однако в 1929 г. собор был закрыт, музей переведён в Дорогобуж, реставрационные работы прекращены. На территории устроены: клуб, сыроваренный завод, зернохранилище и склад колхоза «Гигант». В марте 1943 г. при отступлении немецкие войска взорвали основные постройки монастыря.


Колокольня (на фото) была построена в 1585 - 1592 годах. При отступлении фашистов была взорвана. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969-м. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 года. Реставрационные работы проводила Смоленская реставрационная мастерская и экспериментальная реставрационная мастерская при Центральном Совете ВООПИиК силами своих специалистов и студенческого отряда исторического факультета Смоленского пединститута. С 1969 г. руководителем реставрационных работ становится А.М. Пономарев - ученик и последователь П.Д. Барановского.


Согласно последним исследованиям, Троицкий собор (на фото) был построен в 1591-1596 гг.. Закладка собора производилась при участии церковного мастера Терентия, но основные работы выполнялись под руководством государева мастера Ф.С. Коня. Однако перед нами новодел - существующий ныне собор выстроен в 2005-2009 годах. Правда, выполненный в первоначальных формах.


Двухэтажное кирпичное здание трапезной палаты с Введенской церковью (на фото) было построено в 1580-х годах. Многократно перестраивалось. Реставрационные работы проводились в 1919 - 1927 гг.. Только и этот памятник архитектуры был взорван фашистами при отступлении. Последующий этап восстановительных работ относился к 1966 - 1975 годам. Однако после 1990-х из-за недостатка средств церковь достроена внеисторического облика (1995 г.).


Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы. Одно из немногих сохранившихся старинных надгробий: "Здесь погребено тело Помещецы Анны ивановны Кузминой..." 1848 год.


Кирпичная ограда хоть подлинная - 1770-х годов постройки.


В 1855 г. в Дорогобуже свирепствовала эпидемия холеры. Для избавления от этого бедствия из обители была принесена чудотворная икона, и перед ней на городской площади отслужили молебен, после которого эпидемия прекратилась. В честь чудесного исцеления была установлена традиция ежегодного крёстного хода с Казанской иконой из Болдинского монастыря в Дорогобуж. Икона была высокочтимой и во всём Дорогобужском уезде, большую часть времени её носили по сёлам и деревням для моления в домах верующих, в результате чего монастырь получал немалый доход.


14 мая 1990 года в монастыре возобновились богослужения.


Дорога домой. На фоне промзоны.


"Промышленный град" - Дорогобужский завод азотных удобрений.


Предыдущая часть:
Новый взгляд на Алексино

При создании поста использован материал сл.сайтов:
- Православная энциклопедия
- admin.smolensk.ru



  • 1
Хорошие фото! Спасибо за рассказ.

Спасибо!
Фото вышли такими сочненькими, что самому понравились, хоть и не моя тематика.

классический просто вид - белый комплекс храмов и стен на берегу реки, отражение, голубизна неба и воды. Вечная Красота...
ЗЫ:а в Дорогобуже на заводе наш родственник работает!

Согласен, что выглядит классически. Потому и написал постик, что красиво смотрится архитектура. Корни у тебя, Марьян, по всей стране прямо. :)
Вчера только вернулись из очередной мега-поездочки! Почти 2000 км по юго-западу Нижегородской области. Только вот малька разочарованы - более 20 городов и сёл посетили, а старины кот наплакал. Города (Выкса, Кулебаки, Починки, Лукоянов, Шатки и т.д.) почти полностью лишены дореволюционной застройки. :(
Но, хоть в последний день удалось найти действительно колоритные объекты.

какие вы путешественники неугомонные, не сидится на месте в такую слякоть и короткий световой день))
странно, что нижегородская губерния так разочаровала - ведь исторически богатое должно быть место, самый центр россии...
буду ждать поста, сама-то в таких местах не бываю, так хоть полюбоваться с экрана)

Это даже не я столь неугомонный. Катя заставила. И пасмурно было и реально в 15:00 уже темно, но... мы же путешественники. :)
Сами удивились, что в тех краях ничтожно мало старины. До этого уже бывали в Нижегородской три раза и вроде как было на что посмотреть. В этот раз мы обозвали край силикатным, потому как одни дома из силикатного кирпича. Но есть тому и объяснение (что не старины). В Нижегородской даже усадьбы (!!!) и те - скромнее некуда, что уж говорить о простых домах. Просмотрел архивный фото-материал по области конца 19 века и это подтвердило. Были процветающие и зажиточные сёла и городки, но это единичные примеры. Даже Арзамас и тот лишь на соборной площади величественен, а чуть дальше (в 1 км) уже ничего нет. :(

ничего себе! я-то думала, раз Нижний такой знаменитый был город в Рос.Империи, то и область должна быть. Ан нет.
Кате респект за смелость и неугомонность))

Собственно мы так же думали. Однако НН, как и прочие столицы областей, к сожалению, совсем не показатель жизни всей области.
Побывали вот в усадьбе одной, ну просто сверх скромной. Думали, что же так... Вчера нашёл фото этого сельца конца 19 века и понял, что тот усадебный дом в сравнении с обычными крестьянскими домами - шик. При чём так в отношении ещё сотен усадеб.
Смелость, подаренную Кате, забираю себе!
Спасибо, Марьяна! Вот, опубликовал только что ещё один бложек. ;)

о, отвлекусь от friendstimes и пойду почитаю, что написал!

Вчера, совершенно случайно совпало, что по Культуре я увидал репортаж о новой книге Игоря Леонидовича Волгина, решил посмотреть его поэтическое творчество (он известный исследователь Достоевского) и наткнулся на стих "Болдино", со строками:

Не ходит по цепи мой кот
ободранный -
он неучен,
он зол, как ягуар.
Но приезжает,
как на тройке в Болдино,
мой друг
на мотоцикле
в Катуар.


У меня под окнами гаражный комплекс "Болдино-89", а часто я раньше ездил через улицу Дорогобужскую, по любовным делам.

К чему я всё это? Да просто, по моему ассоциативный ряд такой. Ну и а почему-бы и нет? Не все же в мире только ради одной единственной цели создается...

Кстати, репортаж хороший. Качественный. Может быть не в общей стилистике, но ведь интересно! Колокольня классная.

Я вот как-то был в Вене и ездил в Венский лес (больше похоже на парк, но зато горы там). Так вот цель была не столько лес, сколько монастырь Хайлигенкройц. Ну а что такое австрийский монастырь? Это примерно тоже самое, что вы, Денис Владимирович, в Болдино запечатлели, только в 10 раз меньше и один новодел сплошной. Тут уж не фашисты взрывали, а американцы (а может и русские, хотя скорее всего нет) бомбили... Дрезден вот уничтожен серией бомбардировок осуществлённых Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США. Они уже тогда намекали на то, чем будут в 20м и 21м веке заниматься.

Так я к чему это, снова. Надо и такие, не разрушенные и восстановленные, вылизанные монастыри ценить. Возить немчуру всякую, показывать...

Edited at 2014-12-18 08:07 pm (UTC)

А мы позавчера вернулись из другого Болдино - из Большого Болдино Нижегородской области.
Ну да, не моей стилистике пост. Просто фотки понравились.
Если не брать этот монастырь, выходит, нам есть чем гордится в плане сохранившейся старины. Жаль, правда, что и она сейчас уходит.
Что-то не особо к нам немчура едет. :)

Не едет потому что она ограниченным мировоззрением обладает. Вот )

Как большинство и у нас. :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account