Previous Entry Share Next Entry
Сельскiе храмы Ростовскаго уѣзда
ВИКИНГ
deni_spiri


Заключительный рассказ-показ поездки по ярославским угодьям летом 2013 года. Начало пути тута.
В этой части отчёта посетим оставшиеся на тот день ещё восемь селений, в прошлом входивших в состав Ростовского и Угличского уездов Ярославской губернии. Приятным моментом оказалось под конец поездки в самой глубинке этого края совершенно случайно обнаружить дворянскую усадьбу XVIII века.



Годы строительства, а это XVIII - начало XIX века, и простота работы местных мастеров предопределили скромный архитектурный облик данных храмов. Одним словом, внешне эти ярославские церкви ничем не примечательны, разве что своим возрастом.
Не соблюдая последовательность посещения поселений, начну с села с забавным названием Чуфарово, доставшееся ему от своих первоначальных жителей, которыми в X веке являлись меряне. Вообще в Ростовском уезде достаточно много лингвистических памятников мерян в виде названий рек, озёр и деревень.


По преданию, на этом мeстe в древности будто бы стоял терем Ростовскаго богатыря Чуфара, затeм это мeсто принадлежало княгинe Аннe, прозваниой Чуфарихой, супругe князя Михаила Александровича Тверскаго. Позднeе, это мeсто служило вотчиной князю Михаилу Феодоровичу Гвоздеву, супруга котораго, княгиня Матрона, и отдала эту вотчину в приданое за своей дочерью Дарьей, выданной за князя Александра Ивановича Лобанова.
Храм Николая Чудотворца построен был здесь в 1815 году. Трапезная и алтарная часть пристроены явно позднее. Кстати, была и колокольня, но до наших дней не сохранившаяся. Пройдём внутрь сего строения.


А внутри-то тоскливо и ничего интересного, лишь немногим привлекли внимание данные росписи.


Св.Димитрий Ростовский Чудотворец (при рождении в 1651 г. носил имя Даниила Саввича Туптало. Спустя десятилетия после погребения, при перестройке церкви, где было погребено тело, обнаружились мощи Димитрия. После их обретения стали появляться рассказы об исцелениях при мощах и по молитве к Димитрию.)


Св.Леонтий Ростовский Чудотворец (точных дат рождения и смерти, так и происхождения (то ли грек, то ли русский), не известно, но житие-бытие его относится к началу XI века. Обретены были мощи Леонтия так же, как и у вышеуказанного Димитрия - случайно, спустя десятилетия, при работах по строительству церкви. После чего у его гроба совершались благодатные чудотворения. Интересно, что у русских крестьян этот святой назывался Огуречником (он же Левон Конопляник), т. к. день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов и конопли.
А в былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского»: "В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем." "На небесах зародился млад-светел месяц, на земле-то у старого соборного у Леонтья-попа зародился сын -могучий богатырь; а имя нарекли ему млад Алёша Попович - имечко хорошенькое."


Нижеследующий храм хорошо бы посетить зимой иль осенью, ибо летом он полностью скрылся в зелёной чаще.


Церковь Игнатия Богоносца (довольно-таки редкое наименование), что в селе Боровицы, построена была в 1806 году. Позднее обширная трапезная со скруглёнными углами соединила отдельно стоящую колокольню и сам храм.


Примечательна весьма симпатичная для тамошних мест высокая круглая колокольня.


Как внутри самого храма, так и трапезной уцелело множество фрагментов церковной живописи, правда сохранности скверной.


Из всех фрагментов выделил три сюжета, которые на любого пребывающего в храме нагонят тоску душевную.




Судя по далёко невысокому качеству исполнения, писали их явно местные мастера "из соседнего села".


Ещё одно творение доморощенных русских зодчих, выглядящее приземисто и неказисто, - Богословская церковь в селе Подлесново.


В 16 верстах от Ростова, на берегу реки Пулохма, в 1795 году усердием Ивана Михайловича и Елизаветы Богдановны Ошаниных был воздвигнут каменный, в связи с колокольнею, храм. Иван Михайлович являлся помещиком села Подлесново по левую сторону Московско-Ярославского шоссе и деревни Скородумово (она же Скородумовка) по левую сторону большого тракта в г. Суздаль. В 1814 году иждивением тех же Ошаниных к основному объёму был пристроен северо-западный придел.


Оказалось, что Ошанины - древний дворянский род, ведущий своё происхождение по родословным “скаскам”, от некоего Стени (Стефано или Стефан), выехавшего из “Веницейской земли” в Москву и принявшего при крещении около середины XIV века имя Фёдора (или Федота). Его потомок в 5-ом колене Даниил (Данило) Ильич Грязный имел прозвище Ошаня и стал родоначальником  Ошаниных. Фамилия Ошанин образована от русского прозвища ошаня, связанного с глаголом ошануть - “едва дотрагиваться, слегка прикоснуться”. Личное имя Ошаня было широко распространено на Руси в XV-XVII веках.
Супруга же местного помещика, Елизавета Богдановна, в девичестве носила фамилию Багговут. Багговут - дворянский род норвежского происхождения. В 1565 году дворянин Ганс-Перссон Багге, из дома Багогуфвуд, переселился в Швецию, а потомки его в XVII веке - в Эстляндию.


Скромен снаружи, скромен внутри.


Наружная фреска над входом в придел "Образ Богоматери Казанской, преподносимый ангелами".


Вероятно, наружная роспись была нанесена позже или подновлялась и сохранилась в отличии от внутренней гораздо лучше.
"Радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую"


Арх. Михаилъ


А сейчас мы в старинном селе Никольское (ранее Никольское в Горах).
Предание повествует, что в древности на этом мeстe жил пустынник Никулчище, родом с берегов Москвы-рeки, а в XII вeкe здесь стоял дом Ростовскаго воеводы Громилы, впервые поставившаго на этом мeстe церковь во имя Святит. Николая; дом этот впоследствии был разграблен братьями Залeшана. Затем здесь жил князь Владимир Всеволодович, внук Долгорукаго, и здесь же долгое время проживал Ростовский князь Василько Константинович (XIII в.) с князем Мстиславом Кобяком. Царь Иван Васильевич Грозный приложил это село Ростовскому архиерейскому дому, и с тeх пор оно служило любимым лeтним мeстопребыванием нeкоторых Ростовских владык; здeсь находился архиерейский дом и при нем большой сад.
И снова очень простой внешне храм - эдакий высоченный кирпичный куб.


Из декора разве что необычны раковины в верней части, да полуколонны на углах. А чему удивляться-то? Сия церковь во имя Преображения Господня, построена аж в 1700 году Ростовским митрополитом Иоасафом.


Из особо чтимых икон находилась здесь икона Спасителя, сeдящаго на престолe; предание говорит, что лeт 500 тому назад она была принесена сюда из упраздненной деревянной церкви села (нынe деревни) Спасскаго, отстоящаго на двe версты от села Никольскаго. А из старопечатных книг имeлась книга Минея, печатанная в 1666 году.


Из всего декора колокольни выделяется единственная ниша, действительно красиво оформленная - обрамлёна каменными полуколонками с искусно вырезанным растительным орнаментом и капительками.


Следующее село Ярославской губернии - Ивакино при речке Поникаровке. Здесь в центре села в 1798 году тщанием княжны Марии Андреевны Шаховской был выстроен храм Николы Угодника. Помещики Шаховские являлись владельцами нескольких деревень в Ростовском уезде.


В древности на этом мeстe будто бы были погребены два христианина: Велелeп-Согил, или Иван, и Спирец-Чин, или Петр. В XIV вeкe над их могилою князья Петр и Иван Борисовичи Щепины построили церковь, а сын князя Петра, кн. Данило Петрович, построил тут терем, в котором и умер. При смерти, он завeщал его своему брату, кн. Ивану Петровичу Щепину-Буйносу.


А это уже мы переместились в окрестности Борисоглебска в село с красивым названием Покровское на Лиге (река Лига).


Насколько неуклюже выглядит нагромождение глухих столбов (барабанов) с чешуйчатыми главками. Разве что железом обшиты.


Церковь Покровская сооружена в 1834 году усердием прихожан, при пособии помeщиц: госпожи Жеребцовой и госпожи Чертковой. Известно, что крестьяне села и близлежащих деревень занимались, по лeтам, огородничеством в Санкт-Петербургe. А в 1879 г. здесь была открыта земская школа.


Далее мы поехали вдоль берега реки Ильмы в село Переславцево, в прошлом Угличский уезд. Приезд сюда не оправдал ожидания - церковь реставрируется, хотя правильнее сказать, просто настелили кровлю трапезной да навесили замок на двери. И внутрь, дабы разглядеть красивую роспись, стало не попасть.
Храм этот (Троицы) был построен в 1820 году. Проезжаем мимо-далее...


Перебравшись через реку Вогру, последним пунктом оказываемся в селе Высоково, что находится в глубинке этого края, аккурат посередине между Ростовом и Угличем. Высоково – очень дальнее, красивое, старинное русское село. Живущее, несмотря ни на что.


В центре села громоздится Казанская церковь, сооружённая тщанием господ Боркова и Уарова (Уварова) в 1784 году. Стоит она заброшенная, населением не востребованная. И это неказистое строение - яркий образчик простого сельского храма.


Пока осматривали церковь, взгляд наш привлёк двухэтажный дом, спрятавшийся неподалёку в парковой зоне. Денис Владимирович сразу заподозрил в нём старинную усадьбу. И не ошибся. Благодаря краеведческой статье в газете "Борисоглебские Вести" автора Ирины Хрупаловой, удалось узнать её историю.
Первоначально земли эти являлись вотчиной дворян Уваровых. Усадебное здание, построенное ещё в XVIII веке, принадлежало бездетной чете помещиков Уваровых. В 1801 году Анна Ивановна Одинцова - сирота, дочь вологодского помещика, которую взяли в своё время на воспитание Уваровы, вышла замуж за надворного советника Павла Петровича Мезенцова (представитель русского дворянского рода) и в наследство получила богатое родовое гнездо Уваровых. На 1827 год в Высоком насчитывалось 360 крепостных крестьян. Были в имении маслобойный завод, две водяные мельницы, четыре господских каменных флигеля. В главном каменном двухэтажном доме был устроен крепостной театр, играл оркестр, состоящий из местных крестьян.


Семья их была многодетной. Например, сын - Николай Павлович Мезенцов стал ярославским вице-губернатором, а их дочь Елизавета Павловна породнилась с ростовским родом Ошаниных (тем самым, о котором я писал выше), только судьба Елизаветы и её мужа Михаила Ошанина оказалась трагичной: выйдя замуж в 24 года за 26 летнего отставного поручика лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка Михаила Александровича, прожили они вместе совсем немного и скончались молодыми. Похоронены были в родовом селе Никольсоком-Ошанино (ныне урочище), где на надгробии высечено:  "Здесь погребены супруг и супруга, скончавшиеся один после другого через 6 недель. Упокой их, Господи. Елисавета Павловна Мезенцева, родилась 1804 года апреля 2 дня, скончалась 1831 года 13 дня; в супружестве была 2 года и 11 месяцев. Михаил Александрович Ошанин (гвардии поручик), родился 1802 года июня 6 дня, скончался 1830 года декабря 3 дня, оставя по себе 3-х сирот.
Что наша жизнь? Мгновенье,
Как тень мелькнувшая, летит.
Сегодня о других являл он сожаленье,
а к вечеру во гробе сам лежит"
...


Ещё один сын четы Мезенцовых - Валериан Павлович был профессиональным военным и на 1844 год являлся подполковником, служившим в Тифлисе. Его супруга, Елена Михайловна, став последний владелицей усадьбы, в 1876 г. пожертвовала господский дом  «1-му Высоковскому сельскому обществу». Затем здесь разместилось Высоковское земское училище Угличского уезда. В 1920 тут открыли школу 2-ой ступени, а спустя 6 лет основали школу крестьянской молодёжи. В годы войны в Высокове нашли приют дети блокадного Ленинграда. По приказу облоно города Ярославля в 1942 году был открыт детский дом №122. Представлял он собой
комплекс жилых и хозяйственных зданий: двухэтажное, крытое железом, одноэтажное, крытое соломой, отдельное двухэтажное здание столовой. Учились ребята вместе с деревенскими в Высоковской школе. Школа существует здесь и по ныне, только вот учащихся становится всё меньше и меньше. В 60-70-е годы прошлого века выпускных классов было несколько, в каждом более 20 учеников. А нынче в 1-й класс Высоковской средней школы пришли всего три ученика.


В плане дом имеет форму буквы П, с обратной стороны даже не крашен, а фасад сохранил скромный декор в виде спаренных пилястр.


Ходит в селе такая вот легенда: стоит здесь заброшенным дом купца Чарушкина, построенный им якобы на деньги, найденные в печи при её растопке. Их туда запрятал вор, ворвавшийся в прежний дом купца в его отсутствие. Вора потом поймали, судили, тайну денег он не выдал, а купец Чарушкин потихоньку уехал с ними из своего села Ильинского в Высоково, где и построил знатный дом.


Быть может это и есть тот самый купеческий дом? Уж больно выделятся он своими размерами и декором на фоне остальных простеньких здешних деревенских домов.


Есть в селе два пруда Верхний и Нижний. Устроены они были искусственно, силами крепостных крестьян. Нижний, должно быть, служил хозяйственным нуждам. А в Верхнем для господ был устроен плавучий остров. Он перемещался по водной глади, а помещик с семьей, их гости могли в это время отдыхать на острове, пить чай, кофе. Теперь остров на причале. Давно и крепко прирос он к земле. Да и сам пруд почти зарос, заилился.
Перед нами один из четырёх усадебных флигелей, ранее соединявшийся с главным домом крытыми галереями.


И не важно, что усадьба проста, как и все здешние храмы, найти вот так случайно малоизвестную дворянскую усадьбу XVIII века - вот настоящий сюрприз путешествий.  А флигель этот, можно сказать, изюминка данной усадьбы. Диво, как хорош и необычен. Даже пластиковые окна не испортили его старины.


При создании поста использован материал:
- статьи Ирины Хрупаловой "О брендах и жизни Высокова села"
- книги А.Титова  "Ростовский уезд Ярославской губернии" 1885 г.
- работе В.Д. Ошанина "Родословие Ошаниных"

  • 1
Спасибо, очень интересный материал.

По мне так история местами интересная, сами церкви простоваты. Но это мы тогда одним днём прокатились.
Спасибо.

неужели их реставрировать не будут, очень жаль коли так.

Не востребованы они местным населением. Эти храмы ещё не так жаль, как другие, которые с архитектурной точки зрения представляют действительно интерес (эти-то слишком простые).

Оу, наконец то! Я уж забыла про эту усадьбу! Благодарю :)

Не за что.
Я порадовался, что смог историю владельцев усадьбы найти (увидев ссылку на одном сайте, скачал электронную версию газеты, где и была статья). И ещё: я же говорил, что это усадьба! :)))
А ведь мы за один день тогда сразу 11 деревень посетили и ещё столько же не успели (из намеченного). :)

Денис Владимирович вернулся! По новым усадьбам путешествовали?
Вы давайте не забрасывайте!
Эта история, хоть прошлогодняя, как всегда интересна. И снимки классные. Про тот, где осенью надо побывать-и так хорошо, даже атмосфера таинственности есть, а зелень придает жизненности кадру.

А последнее здание явно было не таким, изначально :-) :-)

Между прочим, правильно 'сельскiе' или 'сельскiя'? Меня переклинило :-)

П.с. и есть у вас там дата не понятная 18115

Нынче Денис Владимирович более не путешествует. Старое буду публиковать, материала, в принципе, ещё много, так что попишу пока отчёты.
А по мне эта зелень скрыла общее очертание храма (тот, что для осени). Вообще все церкви в той поездки до нельзя простые, как и роспись в них. Помнится, поехали исключительно одним днём прокатиться.
Вы про флигель с деревянным вторым этажом или про главный усадебный дом? Дом-то, конечно, претерпел изменения. Внутри, говорят, лишь лестница подлинная осталась. А по фасаду вот что из старины уцелело


Как правильно писать я и сам не знаю. В последний момент, под впечатлением от прочитанной книги 1885 года, изменил буковки. :)
Ну, я как всегда, без ошибок не могу писать. :) Исправил.
Спасибо.


Edited at 2014-06-24 12:54 pm (UTC)

Сколько же красоты пропадает...

Ну, здесь представлены достаточно простые в архитектурном плане храмы. Зачастую гораздо красивше стоят так же заброшенными.

Мне все-таки удалось тебя расшевелить на блог, мне все эти храмы понравились, в каждом есть что-то интересное, удивительно за один день и столько объездили.

Меня многие пытались расшевелить, но пока я сам не захотел, это было бесполезно.
В тот день 11 деревень получилось посетить. А по мне все храмы до жути скучные и роспись посредственная. Было просто интересно прокатиться.

Денис, вы смотрели фильм Парфёнова "Цвет нации"?
Парфёнов в конце фильма говорит, что не стоит восстанавливать храм, законсервировать в том виде, в каком прибывает. Я с ним не согласна.
По вашему обзору:
Маковки, неужели родные?
У последнего особняка, наверное, крышу поменяли. Должны были быть какие-то парапеты. А может быть и что-то куполообразное.

Нет, не смотрел. С таким высказыванием и я не согласен. Смысл этой консервации? Если только до лучших времён. По хорошему, была бы качественная реставрация, то - да, но, к сожалению, в наше время этого нет и в итоге при восстановлении церковь, как памятник архитектуры, зачастую утрачивается. Или же сейчас просто навешивают замки и внутрь не попасть (только во время службы раз в месяц). Такой расклад тоже не по мне. Поэтому для меня важнее увидеть их такими, какими они дошли до наших дней - хоть и заброшенными.
Здеся все главки подлинные, почти все в 30-е годы закрыли. Так что родное. Вас те чешуйчатые заинтересовали?
Да, крыша точно была иной у флигеля да и главного дома.

Замечательно, что мотив ниш над окнами центрального ризалита применён и в главном доме, и во флигеле, причём с вариацией. Очень уважаю такое в архитектуре!

Этакий минимализм в декоре (эти ниши). Интересно были ли что-нибудь ещё из внешнего оформления дома? На стенах видны некие следы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account