Previous Entry Share Next Entry
На даче у Петра Фёдоровича
Кто здесь?
deni_spiri


Окраина города Кинешма (бывшая деревня Вандышки Костромской губернии) - здесь расположена загородная резиденция крупного фабриканта-промышленника, владельца ткацко-прядильной фабрики Петра Фёдоровича Севрюгова. Интересный пример загородной дачи, в архитектуре которой сочетаются формы неоклассицизма и модерна. Несмотря на то, что особняк построен явно с претензией на столичный уровень, на мой взгляд, не дотягивает он и выполнен достаточно грубовато. Но, поскольку усадьбы в этих краях можно пересчитать по пальцам, мы были рады и этому дому.



Двухэтажный особняк стоит  на возвышенности живописнейшего мыса, над небольшой бухтой, прямо на берегу Волги.
У самого берега в склон врезана гранитная лестница-спуск, ведущая к кромке воды, где находилась лодочная пристань.


Дача была построена в непосредственной близи от фабрики и запечатлена на открытках.


«У деревни Ищеино (?) был кожевенный завод германского подданного Самуила Самуиловича Зеласковского. В 1895 году завод и дом хозяина сгорели. Участок освободившейся земли в 1896 году был куплен мануфактурным торговцем из села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии П.Ф. Севрюговым в доле с Ф.А. Елагиным, крупным московским подрядчиком-строителем (Севрюгов был женат на сестре Елагина). В апреле 1897 было заложено 2-х этажное здание бумаго-ткацкой фабрики. Одновременно велось строительство казарм для рабочих. Как только был закончен первый этаж фабрики, там сразу же установили станки и начали работать. Пряжа поступала из Ярославля. В 1901 году П.Ф. Севрюгов становится одновластным хозяином фабрики и в 1906 начинает строить прядильную фабрику...». К 1914 г. годовой оборот фабрики достиг 2,5 млн. руб., а количество рабочих возросло до 3.5 тыс. человек.
Так как усадебная территория примыкала к берегу реки, западный склон бухты был укреплен подпорной стеной и устроена гранитная набережная с металлической решёткой.


Как пишут, строительство главного дома виллы велось с 1904 по 1906 года по проекту московской конторы "Юлиус Берлей" и обошлось в 186 тысяч рублей (насколько достоверны эти факты не известно). Возможно, строили дом уже сыновья Петра Фёдоровича, поскольку собственность "усадьбы" была записана на старшего сына - Николая Петровича. Именовалось владение "Отрадой".


Дом представлял собой двухэтажное кирпичное здание с обширным подвалом, в котором располагались кухня, винные погреба, котельная и другие помещения хозяйственного назначения. На втором этаже были комнаты хозяев и помещения для гостей. А вся публичная жизнь - и работа, и развлечения - сосредотачивались на первом этаже. Из коридора можно было выйти на открытую веранду, откуда открывается прекрасный вид на волжские просторы.
Совсем недалёкое прошлое - архивное фото 1960-х.


А теперь вернёмся в наши дни. Вот, что представляет из себя нынче этот особняк.


С торца здание украшает трёхэтажная башенка, увенчанная шатром, внутри которой расположен лестничный проём.


Фасад, обращённый в сторону парка, выкрашен в жуткий жёлтый цвет.  Вообще, стоит заметить, что дом представляется весьма простым и скромным. Издалека да в лучшую погоду он смотрится, конечно, интереснее, но вблизи одно недоумение.


Какие-то грубые выступающие сандрики окон, больше похожие на этакие козырьки.


С этой стороны на углу второй этаж обустроен небольшой верандой.


Со стороны реки к главному фасаду примыкает открытая полуротонда с восемью колоннами и огибающие её лестницы.


Специально изменил цветовую гамму, т.к. всё жутко исписано и изгажено. А так хоть в глаза не бросается (отвлекает взгляд).


Пол выстлан узорчатой плиточкой.


Особняк Севрюговых вместе с принадлежавшей им ткацко-прядильной фабрикой (ныне Кинешемская фабрика N2) был национализирован в 1918 году. Николай Петрович Севрюгов отказался от предложения местной советской власти стать управляющим своей бывшей фабрики и вместе со всеми своими родственниками и наличным капиталом уехал во Францию, а в доме до 1922 проживали некоторые члены его прислуги. Потом тут поочередно располагалось правление фабрики и дом отдыха трудящихся. А с 1930 в здании образовали рабочий клуб фабрики. В 1970-х здесь размещались взрослая и детская библиотеки, 26 кружков, музыкальная и художественная школы, на балконе второго этажа проходили танцы. От этого времени в парке сохранилось пара бюстов.


Было тогда всё аккуратненько и ажурно - клумбы, тропиночки - всё ухожено и живое.


Сейчас и след простыл всего этого.


В конце 1980-х внутри фрагментарно ещё цел подлинный интерьер.


Стены были отделаны дубовыми филенчатыми панелями.


Встроенные книжные шкафы с боковыми медальонами.


Ну, а поскольку в наше время культурный досуг населения мало кого интересует, за последние 20 лет домик значительно обтрепался.


К западу от дома в нескольких десятках метров находится скромная хозяйственная постройка.


А вот собственно и всё.

  • 1
Ужас какой, так изгадить уже в наше время.Позорище.

Ну так, для нашего времени и для усадеб вне крупных городов это частое явление. Думаю, процентов 80 всех усадебных комплексов (вне городов) именно в таком состоянии.
Ладно изгадить, так ведь почему закрывают такие учреждения? Нет денег платить зарплату библиотекарю, содержать кружки творчества-самодеятельсности и клуб? Вот и выходит, что половина наркоманят-бухают, другая сидит по домам за компами. Ничто сейчас не объединяет молодёжь. А потом мы удивляемся и почему новое поколение выросло таким...

Самое ужасное, что в развалины она превратилась буквально с 60-х, 80-х годов.

Так говорят, что ещё в 1978 всё действовало. Может с конца 80-х?

Было бы здорово в интерьеры попасть, они гораздо интересней фасадов. Как тебе в обще сочетание этой полуротный на парковом фасаде? Мне нравится этот прием с подпорной стенкой, сразу смотришь на воду, одновременно она же и забор, как в блоге у АВЧ про Кедлстон-холл только там нет балюстрады называется А-ХА или ХА-ХА.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я конечно понимаю, что ротонда не вяжется с такой архитектурой главного дома, но без неё не было бы выразительности. А так хоть что-то кроме башенки украшает дом.
Не уверен, что от подпорной стены что-то сохранилось до наших дней - поди заросла уже вся. :)
Видел я фоточки изнутри последних годов. Ваще ни о чём. Убито напрочь. Правда, кое-какие фрагменты, типа ручек латунных и ... не помню что ещё, но кабинета (что на старых фото) я не видел.

Я в этих сандриках вижу только одну функцию, чтобы яркое солнце не светило в окна, а больше не для чего. Подъездной фасад действительно теперь кажется простоватым за счет советской охрестной раскраски без выделения деталей

Жалюзи надо было использовать от солнца, а не козырьки делать. :))))
Да, цвет конечно ещё сильнее портит впечатление.
А верхний этаж квадратной башни с четырех сторон имеет огромные квадратные окна. А на первом этаже угол, видать, занимала оранжерея (типичной остекление большого объёма).

Спасибо, сердце разрывается от увиденного, в каком все упадке. Как мы не ценим наше наследие. Вчера мужу показывала ваши посты о русских усадьбах. Я верю, что еще все вернется! Вчера подумалось фраза, если большевики не пришли к власти, все эти усадьбы были бы такими же ухоженными и красивыми)))

Почти все усадебные комплексы были признаны памятниками архитектуры и функционировали, а то что мы видим сейчас - это наплевательское отношение нового государства к своей культуре. На счёт большевиков - замечу, что как раз при большевиках много усадеб были отданы под музеи, большей частью, конечно, использовались под интернаты, санатории и другие соцсферы. Да, они утратили свой интерьер, но усадьбы не были руинами в советские годы. Многие даже реставрировались. А нынешнее их состояние это пример современной политики, т.е. свой такой заброшенный вид они приобретать стали исключительно с начала 1990-х. Так что не стоит сетовать на Союз, при нём хоть они использовались.
Я, вот, уверен, что не вернётся. Большое число арх.памятников были безвозвратно утрачены за последние 20 лет.

А если делать гостиницы, такие домашнего типа, как в Европе-так можно их сохранить?
Пожинаем плоды 90-х((( вернулись из Твери, только сейчас начались реставрации музеев. Арх. Городских усадеб интересна, но все в плачевном состоянии.(((

Да конечно всё можно было приспособить и под новые нужды и не дать превратиться в руины, но увы. У государства нет денег даже законсервировать все эти памятники, а на новых владельцев ложиться большая ответственность, если они вздумают купить и ремонтировать ту же усадьбу. Одним словом, всё через одно место. :)
Тверская область одна из богатых на усадьбы. А в самой Твери очень развито "общество охраны памятников истории и культуры". Вот, представьте, если в крупном городе Твери плачевное состояние,то что говорить об усадьбах в небольших провинциальных городах, а в сельской местности? Грустно все это, конечно.

Красота... и разруха... как две сестры и как две стороны одной медали.

Как всегда разруха на моей страничке-то. :)

Уже 15 лет высочайшей цены на нефть, а в стране всё разваливается. Горько, что ничего не останется следующим поколениям. Дом без хозяина очень быстро умирает. Спасибо.

Так нефть и страна нынче два разных понятия. Хоть по сверхвысочайшим ценам будут газ и нефть продавать - всё одно - мимо народа.

красивейшее место, очень жаль, что никто не выкупил и не сделал там ну хотя бы гостиницу. Все разруха и упадок. Так скоро ничего и не останется

Да, место шикарное. Да там туризм совсем не развит - никто не приедет в гостиницу отдыхать. :)

Музейщики там долго ждали реставраций, они очень рады, что все двинулось с мертвой точки. Деньги есть, просто до этого нету не кому дела.

Безусловно, деньги нашлись бы, если б это было надо.

Лучше слетать В Турцию и Египет, в Европу, потому что там все есть готовое не надо вкладываться.

Эклетичный особняк, в стиле новых русских-все что в голову взбрело, все включили в здание :-) :-) А плитка-классная :-)

Думаю, плиточка родная, тех лет.
На самом деле в живую дом выглядит очень грубо построенным.

давно мечтаю туда съездить! скажите, как там с охраной? внутрь, наверное, не попасть?

Я б не рекомендовал к просмотру этот дом. Если только заодно с городом. На фото смотрится-то хорошо, но в реальности... Вообще не впечатлил. Угловатый, грубоватый. :)
Из охраны там иногда восседает "бабушка-вахтёрша" (мы её не застали). А внутри ничего не сохранилось, описание интерьера дома, которым полон весь инет, относится к документам 1970-х годов. :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account