Previous Entry Share Next Entry
Галибиха и Успенское на Ветлуге
Кто здесь?
deni_spiri


Продолжая тему деревянного зодчества Поветлужья, в этом посте я расскажу ещё о двух усадьбах, расположившихся на берегах реки Ветлуги. Первая — имение Левашовых в Галибихе — представляет из себя комплекс пяти деревянных домов (отсняты лишь два). Там, среди густых зарослей, словно исполины возвышаются диковинные терема. Фасады этих полуторавековых домов украшают резные наличники, карнизы, немного грубоватые, но не лишённые изящества и мастерства исполнения. Вторая усадьба это Казанцева в Успенском, также спряталась от посторонних глаз глубоко в лесу. В архитектуре  её главного деревянного дома присутствуют мотивы стиля модерн. Отчёт по этим усадьбам включает в себя весьма подробную историю имения Левашовых, а вот вторую усадьбу предлагаю осмотреть лишь визуально, поскольку исторической справки о ней не найдено.



Историю Галибихи можно изучать с первого письменного упоминания в 1647 г. Дома там строились на высоком крутом берегу реки Ветлуга и первоначальное название деревни было "Изба на яру".  В то время река была почти единственной дорогой и с высокого места хорошо видно, кто плывёт к селению. А пока неизвестные люди лезли по круче, население успевало изготовиться к обороне или разбежаться, прихватив немудрёный скарб. А в лесных чащобах – пойди, настигни их! Иногда, по реке приплывали и добрые люди: они забирали у жителей холст, пушнину, сухую рыбу, взамен оставляли ножи, топоры, соль и деньги. Сюда в вольные белые земли, не заглядывали даже царские чиновники. Они так отписывались перед воеводами: «..ниже Усты селения вельми редки и жилья мало, а татар тьма». Нынешнее столь необычное название деревни происходит от диалектного слова «галиба», что в переводе с татарского означает «победительница».


В XVIII в. эти земли и крестьяне при них в самом глухом месте России – Приветлужье были пожалованы премьер-майору Екатерининского времени Петру Александровичу Собакину. Владелец 12 тысяч душ, имел в Москве дом-дворец, а в своих приветлужских имениях прослыл самодержавным «царьком». В 1831 г. ряд деревень и сёл на Ветлуге были куплены Николаем Васильевичем Левашовым - один из передовых представителей дворянской интеллигенции первой четверти XIX, участник войны 1812 г. Более известна его супруга - Екатерина Гавриловна (в девичестве Решетова) - друг А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.К. Кетчера. На Новой Басманной улице в доме Левашовых бывали литераторы и декабристы: И.И. Дмитриев, М.А. Салтыков, М.Ф. Орлов, А.Н. Раевский, Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский. Семью Левашовых знали А.С. Пушкин и его дядя В.Л.Пушкин. Их салон был одним из центров московского «западничества»; постоянным его посетителем и ближайшим другом был П.Я. Чаадаев. Купив здешние земли, Левашовы, как и большинство местных лесопромышленников стали заниматься лесосплавом, а в соседнем селе Богородском построили свечной и водочной заводы.


Николай Васильевич и Екатерина Гавриловна имели четырёх сыновей и двух дочерей. Дочь Эмилия в 1838 г. вышла замуж за барона Андрея Ивановича Дельвига, инженера путей сообщения, а два года спустя вышла замуж и Лидия — за отставного офицера графа Николая Сергеевича Толстого. Проектированием усадьбы в 1839 г. занялся А.И. Дельвиг.  Он выбрал место близ деревни Галибиха, частично спроектировал парк и составил чертёж дома. «Галибихинская» земельная доля предназначалась Дельвигам. Уже были завезены брёвна, почти готов был фундамент, — и вдруг Николай Васильевич  объявил об изменении своего решения. Впоследствии Дельвиг с женой уехал в Москву, где занялся научно-практической деятельностью и руководил устройством водопроводов в Москве и Нижнем Новгороде, переправ через Кубань, Днепр и Неву. В конце жизни он стал сенатором и был известен как выдающийся гидротехник и инженер-железнодорожник. После отъезда Дельвига из Галибихи дальнейшим строительством усадьбы занимался второй зять Левашовых - Н.С. Толстой. Но вскоре и он ссорится с тестем, после чего выбирает для жительства деревню Елдеж, где добивается значительных успехов.






Стоит отдельно упомянуть об одном из сыновей Левашовых - Валерии Николаевиче.  Валерий Николаевич и его жена Ольга Степановна (родом из знатного рода Зиновьевых) оставили заметный след в русском революционном движении: «Имя Ольги Степановны Левашовой, «госпожи Ольги», встречается в переписке Карла Маркса. Она знала его лично, знала его дочерей и пользовалась их доверием. Левашова — одна из основательниц Русской секции I Интернационала» - активная  участница  первого  общества «Земля и воля»; Валерий  Николаевич - чиновник для особых поручений при Нижегородском военном губернаторе, входил в дворянскую оппозицию. Не терпел крепостничества и даже вынашивал планы самовольно отпустить крестьян. После реформы 1861 г., когда он был назначен мировым посредником по Макарьевскому уезду, призывал помещиков снизить выкуп, говорил, что царь обманул народ, за что был подвергнут аресту и снят с должности. Состоял под жандармским надзором с 1861 г. В 1868  нелегально выехал в Женеву с целью финансирования журнала «Народное дело», органа Русской секции  I "Интернационала". Отойдя от политики, вернулся в Галибиху и занялся делами поместья. По эскизам Дельвига он построил второй дом усадьбы для своего старшего сына Вячеслава. В народе его так и называли «Славин дом». Напротив этого дома были построены два каменных здания: одноэтажное – кухня, двухэтажное – дом для прислуги. У оврага, где протекает ручей, был построен ещё один одноэтажный дом для другого сына  Валерия – «Валерин дом».






У Валерия Николаевича и у Ольги Степановны так же как у их отца было шестеро детей. «И воспитали их отец и мать Левашовы в любви к простому народу. Дети с юных лет имели доступ к легальной и нелегальной  прогрессивной литературе из собственной левашевской библиотеки. Вместе с тем они всё же росли аристократами, у каждого имелись репетиторы и гувернантки – и русские, и француженки.»  Остаток жизни Валерий Николаевич посвятил семье и благотворительности в пользу крестьян. В Галибихе бывал до самой своей смерти в 1877 г. Его сыновья Валерий Валерьевич и Вячеслав Валерьевич Левашовы - последние хозяева усадьбы.


У жителей Галибихи и окрестных деревень остались добрые воспоминания о братьях Валерии и Вячеславе. В целом Левашовы были гуманными правителями: поддерживали хорошие отношения со своими крепостными, их дети общались с крестьянскими, которым преподавался французский язык и прочие науки. В селе Воскресенском построили красивое каменное двухэтажное здание, где начал работать их семейный банк. Они поддерживали пострадавших от пожаров местных крестьян, выдавая им ссуды на строительство домов, иногда даже без возврата. Не жалели средств на благотворительность, являясь, в частности, попечителями уездных учебных заведений.Они получали почту: газеты, журналы. И все это не лежало на полках, а шло в народ: читали все желающие. Часть книг выдавали в школу для детей. На экзаменах примерным ученикам вручали подарки: книгу, рубашку, ботинки или что-то другое.


Левашовы во всех поколениях были людьми передовыми, интересовались достижениями научно-технического прогресса. На втором этаже одного из домов у них была устроена обсерватория с телескопом, а для увеличения поставок леса в начале ХХ века выписан из-за границы паровоз и проведен телефон, который в то время в провинции был диковинкой. Имелась в усадьбе и оранжерея, где выращивались экзотические цветы, а также огромные теплицы с южными плодовыми деревьями: ананасами, черешней и персиками.






Значимой фигурой был Валерий Валерьевич - общественный деятель, один из крупнейших землевладельцев Марийского края.
Но революция 1917 г. изменила всё: «Мужики, возвратившиеся в Галибиху с Гражданской войны, подняли вой: "Мы там буржуев громили, а тут сидит сыч, кровопивец". Ну, и подняли народ. Те за горлопанами в усадьбу. Увидели Валер Валерыча, говорят: "Мы тебя не тронем, иди пока в конюховку, а мы у тебя кое- что посмотрим".  Когда выпустили из конюшни Валера, то он увидел, что растащили всю его мебель, утварь, а книги разорвали.» По рассказам старожилов, ходил он по округе с котомкой - собирал милостыню на пропитание. И умер нищий, не нужный никому, в 1930 г. в старой бане, служившей ему жилищем в бывшей крепостной деревне своего деда Чанниково. Его жена Дарья Филипповна преподавала  французский язык в Воскресенской школе. Проработала она там до смерти мужа, после чего уехала в Москву к детям.


В 1927 г. на базе усадьбы была создана огородническая артель. Затем образовался колхоз "Делегатка". В 1931 г. в барских домах открылась школа, детские ясли, сельский совет, почта, изба-читальня. В 1964 году был создан совхоз «Воскресенский». Основным направлением совхоза со временем стало мясо - молочное животноводство. Центральная усадьба совхоза располагалась в селе Богородском, а в Галибихе было одно из отделений совхоза. На лесопильном заводе, который появился на краю деревни за Смородинкой пилили тес, который отправляли в южные районы страны, на Украину и в Молдавию. В это время в деревне был сельский совет, участковая больница, которая располагалась в каменном здании усадьбы Левашовых, почта, средняя школа, дом культуры. В 1960-е на территории усадьбы Левашовых был открыт дом отдыха Горьковского дома ученых, турбаза «Ветлуга».
В 1975 г.  деревне появился водопровод, в 1985 г. – асфальтовая дорога. Деревня была шумной и многолюдной. В трудные 1990-е закрыли почту, дом отдыха, еще раньше закрыли больницу, склады сельпо. Сгоревший в 1996 г. лесозавод больше не восстановили...


А теперь перенесёмся в соседнее (почти) село Успенское, где расположена усадьба А.Г. Казанцева. Найти какую-либо информацию по этому месту мне не удалось. Поэтому рассмотрим лишь фотографии главного дома со всех сторон и в подробностях.






Обходим дом с другой стороны.


Поскольку снимали уже при закате, в тени и против солнца, цветовая гамма немного искажена.




Довольно милый и уютный домик. Сейчас здесь располагается некая турбаза.






Вот такие удивительные, сохранившиеся деревянные усадебные дома, можно встретить на берегах Ветлуги.


История усадьбы Галибиха взята с сайта http://ggaliba.ucoz.ru

  • 1
О наконец то ты выложил вторую часть, я уже думал в это году не будет, мне все-таки второй дом Казанцева нравится больше, имитированный под штукатурный декор, если не знаешь, что деревянный можно и не отличить.

С трудом выложил. :) Что-то совсем не тянет новые блоги писать (фото обрабатывать, инфу искать, загружать на яндекс). Наверное старенькие повыкладываю в будущем.
Ты знаешь, мы в Галибихе лишь два дома осмотрели, а там ещё есть два крутых. Так что это не полноценный отчёт. Опростоволосились из-за того, что я историю изучаю после того, как мы посещаем место, а не до. Вот и не знал, что там ещё были дома. А за зарослями их и не разглядели.

В обеих усадьбах интерьеры полностью утрачены. Даже фоткать не стали.
Дом Казанцева приятный такой. И расположены все усадьбы прямо на берегу реки.


Edited at 2013-12-19 01:36 pm (UTC)

Оба дома чудесные.Первый ,когда смотрела,вспомнилось:"Тук,тук,кто в теремочке живет?":)
А второй,слава Богу,хоть не заброшен.

Спасибо.
И вот удивительно, что все они почти рядом расположены. В этой части попроще дома будут, в сравнение с первой частью отчёта. Но здесь большую роль играет и места, где они расположены. Вот эти две усадьбы непосредственно в лесу. Очень атмосферно.

"Галиба" - голытьба, а то иж ты: "Победительница")
Не пойму я насчет этой усадьбы Левашовых: вроде рядом два дома: одноэтажный щеголяет нарядными наличниками, а у соседнего с ним двухэтажного все окна заколочены наглухо... кроме одного на предпоследней фотографии - внутрь-то не залезали?
У дома Казанцева понравилась имитация стен под каменную кладку.

Внутри выколи глаз)) Однако Денис умудрился там кирпич клейменый найти.

Опять логовище революционеров и пролетариат разордравший барина.

Наличники классные. Но они такие сельские. А вот там где окно крупным планом-такие стильные. Видно сразу-создавал не кустарь и левша, а художник!

Ага, история схожая и опять же Женева присутствует. Зато становится ясно, что не только народ хотел революции, но и необходимость в ней видели и дворяне. Только со своей колокольни. :)
Ну да, наличники какие-то грубоватые - массивные такие. Говорят, что их мастерил Художнниковъ Левша Кустаревич из соседней деревни....

Edited at 2013-12-20 08:50 am (UTC)

Ааах... до чего красиво! Просто и в то же время затейливо. Вторая, конечно, по европейскому образцу. Теперь уже не знаю. Может быть это европейцы стали украшать лепниной свои каменные дома по русскому образцу?
Когда, интересно, красили последний раз?

Спасибо!
Не так феерично, как терем из первой части, но тоже красиво. Здесь, из усадьбы Галибихи, ещё не все дома представлены. В сл.годы постараемся исправить - побывать там снова и подготовить более полноценный отчёт.
Во второй мне кажется модерна стиль. А мне кажется такая искусная резьба была где-то в глубинке. А ближе к границе - архитектура больше ориентирована на запад.
Насколько известно наличники подновляли, когда еще дом отдыха был.

дома очень красивые, но история про Валерия Валерьевича очень грустная. Неблагодарными оказались его крестьяне.

Вот и мне странно, вроде расписывают, что барины были и хорошие и о народе заботились, а тут этот же народ и прогнал. Может благотворительность помещиков не была столь значимой и значительной? ну подарил он рубашку крестьянскому сыну, ну содержали школу на 12 мальчиков. наверное, это в масштабах их владений было мало.
Левашовым в Галибихинской, Богородской, Воскресенской, Нестиарской волостях принадлежало 18425 десятин удобной земли. Сколько это сёл и деревень? Кроме того, Валерий Валерьевич был владельцем торгово-промышленных предприятий, а также недвижимого имущества в г. Царицыне. Какие были условия труда на их предприятиях? Вот в чём вопрос. Опять же, на их тамошней "лесопилке" батрачили, дай бог, как и дети небось (например на свечном заводе) и по фиг знает сколько часов тяжкого труда, чтобы доход-то был у барина. Вот про это не пишут.

про революцию

Странные комментарии. "Народ хотел революцию", - ладно бы старый совок-коммуняка это написал, а то ведь молодое поколение. Откуда это идёт? Неужели этому теперь в росиянских школах учат?
Вот как народ "хотел" революцию:
"В феврале 1921 г. повстанцы на три недели парализовали движение по обеим линиям Транссибирской железнодорожной магистрали, а затем захватили города Петропавловск — 14 февраля, Тобольск — 21 февраля, Кокчетав — 21 февраля, Сургут — 10 марта, Березов — 21 марта, Обдорск — 1 апреля и Каркаралинск — 5 апреля, вели бои за Ишим (несколько раз переходивший из рук в руки), угрожали Кургану и Ялуторовску.
Боевые действия, которые велись в феврале — апреле 1921 г. на охваченной этим восстанием территории, по масштабам и военно-политическим результатам сравнимы с крупными армейскими операциями времен гражданской войны.
Приказы советского командования содержат требования расстреливать на месте без суда всех, захваченных с оружием в руках, брать и расстреливать заложников за разрушение железнодорожной линии и телеграфной связи, за оказание помощи повстанцам, сжигать и уничтожать артиллерийским огнем целые деревни, поддерживавшие мятежников или оказывавшие упорное сопротивление. Коммунистическое руководство не выражало желания идти на компромиссы ради прекращения боевых действий, выдвигало перед повстанцами для ведения мирных переговоров заведомо неприемлемые для последних условия, угрожало командирам и комиссарам, проявлявшим миротворческую инициативу, суровыми карами. Широкое распространение в коммунистических частях получили безсудные расстрелы мирных жителей. За порчу железнодорожного полотна красноармейцы сжигали все деревни в радиусе 10 верст. По данным И. Н. Смирнова, менее чем за первые полтора месяца боев в Ишимском уезде было убито около 7000 и в Петропавловском — 15000 крестьян.

Приказом Сибревкома от 12 февраля 1921 года ответственность за сохранение железных дорог возлагалась на жителей прилегающих к линии населенных пунктов, из числа которых берутся заложники, которые расстреливаются в случае появления крестьянских отрядов в данной местности. Расстреливаются также те, кто дают приют «бандитам». Приказ Полномочной комиссии ВЦИК № 171 от 11 июня 1921 года вводил расстрелы заложников в «бандитских» селах до полного подчинения и выдачи бандитов и активного участия против бандитизма. Лица, предоставляющие приют семьям бандитов, этим приказом были приравнены к укрывателям банд со всеми вытекающими отсюда последствиями". - из вики.
Могу дать ссылки и на мои публикации об этом восстании крестьян. Кроме того, из Совецкой РФ уехало много беженцев - народ "голосовал за революцию" ногами. Только в Сербии было порядка 60 тыс. Русских, из них большинство - это казаки и рядовые Армии генерала Врангеля.


Re: про революцию

Если ты уж вздумал высказываться на тему русских, то пиши ПРАВИЛЬНО.
"росиянских" и "совок-коммуняка" - наверное, этому учат в сербских школах...
А если не знаешь точно сколько мне лет, то лучше промолчи. Школу я окончил ещё в 1991.
Озаглавил "Про революцию", а выхватил какой-то контекст из Гражданской войны. Да еще статистику из википедии приводишь! :))) ну ну...
Я в пример могу привести сотни других эпизодов тех лет. Белые, конечно, не убивали народ. Только вступивших в партию, видимо. :)))
60 тысяч свалило в Сербию? А ничего, что население страны в 1920 годы составляло 136,8 млн человек... Я и смотрю весь народ прям свалил. :)))
Какие страны участвовали в интервенции в тот период? Их там десяток наберётся и все эти иностранцы хотели нашему народу благоденствия? По какой причине все белые генералы призвали их на помощь? Каждый из них хотел своей власти... Но это другая тема. Если большевики - это кучка людей, то как они могли выдержать нападения со всех сторон во время гражданской войны? наверное, потому что на их стороне было большинство.
Такое ощущение, что большевики это действительно с десяток людей, изменившие процветающую страну. Именно значительная часть народа и хотела изменения условий жизни. Каких изменений - это уже другой вопрос. Напомню: первой была Февральская революция. А потом началась делёжка и власть захватили большевики, опередив тем самым других так же жаждущих господства. Да не было ранее никакого благоденствия. Привести статистику подавления рабочих и военных митингов при Николае II ? Когда с 1890-х по 1917 расстреляно тысячи работяг и военных, вышедших на площади, добиться сокращения рабочего дня, жестких условий труда, службы и жизни. По всей стане происходили восстания, мятежи, стачки, забастовки и прочее не от хороший жизни же.
А вообще не имеет смысла тут вступать в дискуссии на эту тему. Мой журнал не для этого.
Тем более от человека, что "Работаю на своей Земле в Сербии". Коли у тебя там СВОЯ Земля и семейный бизнес, так сиди там и меньше тут высказывай своей "правды". А то мож ты и есть потомок белого генерала, который даже при помощи иноземцев не смог захватить власть и свалил в Сербию, пока его тут не расстреляли . Вот теперь и негодуют. :)))




Edited at 2013-12-21 12:51 pm (UTC)
(Frozen) (Parent) (Thread)

Текст хороший удачный, добавлю сайт в закладки.

Спасибо!
Рад, что понравилось! :)

Очередное спасибо, я была в этих местах больше 10 лет назад. И надо обязательно съездить еще - ведь совсем близко к Нижнему Новгороду.
А в детстве была там зимой, и лазали по этим домам!
Внутри, конечно, стены крашенные в зеленый и мебель всякая осталась с времен турбазы... да и помню все, как в тумане. Только хорошо запомнилась лестница внутри и вид из окошка на крыше на речку - красота...
Надо обязательно вернуться :) к тому же теперь с вашей помощью с историей ознакомилась!

Сейчас мебели уже нет. :)
Мы тоже туда планируем еще раз поехать, чтобы все 4 дома осмотреть.
Да, историю богатую к этому месту удалось найти.

Скинь, пожалуйста, координаты деревянных усадеб.

Мы путешествовали всегда без навигатора, по топографическим картам. Так что координат как таковых у меня нет.

На здании усадьбы в Успенском сохранилась балконная дверь. Самого балкона нет. А по преданиям на не сиживал Собакин, попивая наливочку, а егеря под балкон сгоняли дичь, которую с балкона постреливал барин. И вроде бы, А,С.Пушкин, гостя у Дельвига и наблюдая эту картину, писал с Собакина своегоТроекурова.

Следы исчезнувшего балкона видны до сих пор. У меня информация, что владел усадьбой некий А.Г. Казанцев. А откуда у Вас факты о Собакине и Пушкине? Не легенды ли это?

Об этих усадьбах хорошо написано в книгах Милы Смирновой "Край" и "Крест". А также в изданных с 2013 книгах о Поветлужье ("По реке Ветлуге" и т.д.), написанных прекрасным знатоком этих мест Николаем Владимировичем Морохиным. В компании с отличным фотографом Антоном Белоусовым. А также в подробных и хорошо иллюстрированных книгах, изданных Администрацией Воскресенского района - "Энциклопедия Воскресенского района".

О, так это 2013 год! Вот время летит. Тогда я не был увлечён краеведением, поэтому мало информации по "объектам". В поседение годы лишь серьёзно увлёкся историей. Знать бы об этих книгах заранее! Купил бы непременно. Надо поискать их на просторах интернета.

Да, позвольте добавить к этому посту: жаль, что Вы не разглядели за усадьбой Казанцевых колокольню и руины Успенской церкви. А возле неё - старинный некрополь, с сохранившимися надгробиями середины - конца XIX в. А также, за церковью - ещё одну усадьбу в Успенском прямо на берегу Ветлуги. В которой проживают люди.

Мы знали про неё. А как же! Но не успевали. Уже тень опустилась и ложилась на задние тёмным покрывалом. Понимали, что пока отыщем церковь, снимать среди деревьев... А вот про некрополь я не знал. Очень люблю древние захоронения. особенно разузнать потом судьбу покоившегося под камнем. На обязательно посетить. Про вторую усадьбу вообще не имею представления. Интересно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account