Previous Entry Share Next Entry
Еськи. «Изгнание торгующих...»
deni_spiri


Еськи - большое бежецкое село в Тверской области, расположено на живописном берегу слияния рек Осень и Молога.
Вдохновившись блогом frantsouzovа, мы непременно решили посетить это село. Расположено оно так, что попасть в него проездом не получится, только намеренно: в Еськах заканчивается главная дорога. Но как бывает, зачастую лучшие образцы архитектурного и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на такую, незаслуженно забытую, провинцию. Вот и здесь нас ждал преинтереснейший храм, построенный более двухсот лет назад, в котором сохранилась уникальная роспись. Живопись в Еськах, датируемая 1843-1847 годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства, отличается высоким художественным уровнем исполнения и сравнима с лучшими произведениями столичных храмов.

Image

Церковь Богоявления Господня расположена посреди главной площади села, на месте более ранних двух деревянных церквей. Строительство Богоявленского храма велось с 1783 по 1801 года. Монументальный трёхсветный четверик храма в стиле барокко, с крупной апсидой.
Image

Стройная высокая колокольня из трёх, постепенно убывающих вверх, ярусов. 1830 год.
Image

Вход украшает замечательная двустворчатая кованая дверь.
Image

Попав внутрь, у вас сразу перехватывает дух от великолепнейшей, искусно выполненной росписи. В храме сохранились уникальные клеевые росписи 1843-47 гг. в стиле классицизма, отличающиеся сложным построением всего ансамбля, высоким художественным уровнем исполнения и тонко проработанными деталями.
Image

Оценим же главную достопримечательность храма: всю западную стену занимает грандиозная композиция "Изгнание торгующих из храма", прообразом для которой могли служить гравюры с неаполитанских росписей Л. Джордано и Дж. Ланфранко. Роспись небывало огромных размеров. Ранее здесь размещались хоры. Мы можем видеть сохранившийся дверной проём посреди композиции. По нему можно судить насколько эта крупная роспись.
Image

На развитом в глубину архитектурном фоне из портиков и колоннад храма Соломона размещена экспрессивная многофигурная сцена, центром которой является Христос. По сторонам от него изображены убегающие в смятении торговцы.
Image

По краям композиции внизу в виде горельефов представлены гризайльные фигуры Мытаря и Фарисея.
Image

Росписям присущи сложные ракурсы и позы фигур, широкое использование западноевропейских образцов, переработка и сочетание их с восточно-христианской иконографией. "Благословение детей"
Image

Написана по гравюре Ф. Килиана (аугсбургский гравер 1628-1693 гг.) с оригинала Б. Лютти.
"Христос в доме Симона Фарисея"
Image

Сюжеты из книги Деяний апостолов. Написаны по гравюрам Ф. Килиана.
"Ангел изводит апостолов из темницы"
Image

"Исцеление Петром хромого у красных ворот"
Image

"Сожжение еретических книг"
Image

Сюжетные композиции чередуются с орнаментами, фризами и архитектурными гризайльными элементами. Превосходно написанные гризайли: имитация лепных фризов, завивающиеся листья аканта, херувимы и серафимы, розетки, венки и факелы.
Image

Два гризайльных ангела с церковными атрибутами - монохромная техника - словно лепные архитектурные детали.
Image

Image

Пример великолепных гризайльных вставок.
Image

Image

Роспись на своде южного алтаря.
Image

Image

"Вознесение Богоматери"
Image

Христос восседающий в облаках вокруг херувимов и серафимов.
Image

"Вознесение"
Image

"Преображение"
Image

"Явление Христа Марии Магдалине"
Image

"Уверение Фомы"
Image

Выход из алтарной части в храм украшают фрески в человеческий рост.
"Василий Великий"
Image

"Григорий Богослов"
Image

Были в храме хоры, но от балкона не осталось и следа, но забраться на второй этаж можно внутри стены.
Image

Поражают своей высотой восьмигранные столбы.


Пройдём в трапезную. Здесь  всё в серо-тёмных тонах.


Масляная живопись трапезной кон. XIX - нач. XX веков - типичный по манере исполнения и колориту пример росписи в духе позднего академизма.
Image

"И не введи нас в искушение". Богородица, попирающая змия.


"Отечество"
Image

На этом, пожалуй, мы и изакончим осмотр храма.
Image

Использован материал книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России" (Тверская область часть 2).

  • 1
сколько душевных, духовных, физических сил вложено... и вот оно как.. не нужны России красота и вдохновенье

Согласен.
Жаль, достоверно неизвестно чья артель здесь работала.
Именно, что никому не нужна. Заброшена и забыта. Особенно РПЦ что-то не чухается. Конечно, выгоды здесь нет, чтобы восстанавливать.

Но почему же, крыша там заметно новая на храме, зеленого цвета и консервации были последние несколько лет

Вроде эту крышу застелили лет 5-7 назад и на этом всё закончилось. Кстати, двери закрыты на замок. Влезали через дыру в зарешеченном окне. :)

Был сбор денег на её консервацию http://arch-heritage.livejournal.com/665869.html

http://arch-heritage.livejournal.com/583798.html?thread=5463414

Но собственно все началось раньше, с доклада на заседание оиру

Нет прихода, значит РПЦ невыгодно.
Лучше в городе на пустыре новую церковь из силикатного кирпича слепить.

--
удивительная сохранность. просто удивительная.

Или, как я уже ни раз упоминал, в Москве за счёт государства 200 храмов построить (программа "Храм в шаговой доступности").
Я так же считаю, что без выгоды, Церковь не будет заниматься восстановлением. Есть там жители, нет, значимый памятник или нет - всё одно им.

РПЦ нужны чистенькие, ухожененькие, уже кем-то восстановленные церкви, сама то она денег почти и не вкладывает в такие вот заброшенные храмы...

В том-то и дело. А столько прекрасных памятников стоят заброшенными. :(

Получается, что вся эта шикарная роспись сохранилась только по стенам, на столбах и сводах основной части только фрагменты, и не много в алтаре.

Именно, Сергей. По сути её мало там сохранилось. особенно в хорошем качестве. Но главная фреска стоит всех других.

Красивая первая фотка (заглавная до ката) и с женщиной у колодца.
Пожалуй эта запись одна из самых неплохих со времён какого-то здоровенного храма необычной архитектуры в не очень хорошем состоянии, где ещё слезла со стен побелка и остались одни кирпичи.

Edited at 2013-04-10 03:42 pm (UTC)

По сути она ("Изгнание торгующих") и есть главная достопримечательность храма. Но это стоит того, чтобы там побывать и увидеть это. Не совсем только понял про какой храм в не очень хорошем состоянии идёт речь. :)

гризайли просто потрясающие

Согласен. Очень качественные. :)
Спасибо!

Re: да да да

Вот уж воистину монументальное сооружение, ничего не скажешь!
Искусность исполнения гризайлевых росписей впечатляет!

Паш, советую посетить. Хотя бы ради одной той здоровенной фрески. :)Хотя, думаю со временем ты всю Тверскую исследуешь. :)
Да, гризайли здесь одни из самых искусно выполненных, виденных мною.

Re: да да да

Спасибо за совет, Денис - посещу обязательно, лишь бы залаз на запилили. Вот только подсохнет чуток - сейчас по раскисшему снегу особо не накатаешься...
P.S. Исследую, конечно, и не только Тверскую ;-)

Согласен. Сейчас не до поездок. Сами дома сидим. :(

а второй то храм где? :)

Так у тебя ж зубик болит, вот и не стал про второй писать. :)))
А название-то двойное!

Одна из самых запоминающихся церквей, что мы посетили!
Через окно внутрь попадали? Я вот между стеной и решеткой едва пролез в свое время! :)))

Мы у тебя про неё и узнали. :)
Фреска там знатная, конечно.
Ага, через зарешеченное окно. Я тоже с трудом пролез там. :)))

потрясающего качества роспись и орнаменты,
и ужасно жалко, что погибнет все это. Ээх, не умеем ценить свою историю, ведь от прошлого нам остаются архитектурные памятники, литература и живопись, и вот что касается монументальных росписей - их особенно жаль...осыплются в прах.


Да, один из не многих заброшенных храмов, который может похвастать столь высоким мастерством работы иконописной школы. С каждым годом культурное наследие исчезает семимильными шагами. По данным Архнадзора памятников архитектуры и зодчества за посл.20 лет утрачено больше, чем с 1950-х до развала Союза.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account